Главная > Как почистить охлаждающую систему машины своими руками
Большинство неисправностей охладительного контура современного автомобиля реально заранее исключить или отложить на долгий срок. Для этого достаточно выполнить промывку системы охлаждения двигателя.
Вопрос интересует многих автолюбителей, так как типичные «болячки» этого узла (неполадки водяного насоса, неработающий отопитель, перегрев мотора) находятся на 4 месте в ТОПе автомобильных поломок. При этом не все представляют, что чистота системы заставит надолго забыть о большинстве этих неприятностей.
Если возникла необходимость промыть систему охлаждения следует разобраться в ее устройстве. Главная задача СО — сохранение температуры силовой установки в нормальных значениях посредством циркуляции антифриза. После запуска двигатель должен быстрее выйти на нормальные температурные показатели.
С этой целью система состоит из двух кругов — малого и большого. Первый поддерживает нормальный диапазон температуры, второй отводит избыток тепла. Внутри малого контура жидкость перемещается вблизи к цилиндрам, что обеспечивает быстрый нагрев.
После достижения максимальных значений рабочей температуры через открытый клапан она перетекает в большой круг и препятствует перегреванию мотора.
Кроме указанных контуров в состав СО входит:
Некоторые модели комплектуются радиатором с маслом, а также радиатором контура рециркуляции отработанных газов.
Каждая из этих деталей чувствительна к появлению грязи. Последняя блокирует мелкие каналы, мешает полноценному перемещению жидкости, сокращает ресурс термостата и помпы, способствует вытеканию антифриза на ремень ГРМ и иные узлы.
Главные симптомы, указывающие на актуальность промывки системы охлаждения — медленный прогрев мотора зимой и чрезмерный в теплый период года. Из-за перегрева двигатель начинает «вести», не исключены серьезные поломки силового агрегата.
Дополнительные признаки:
Также вентилятор быстро отключается и функционирует на больших оборотах.
Перед тем как промыть систему охлаждения автомобиля следует знать, что в нее на современных авто используется антифриз или тосол. Они представляют собой концентрированные средства, склонные к закипанию по мере использования. В этом случае добавляется дистиллированная вода.
Применение воды из-под крана гарантирует появление солевых отложений в каналах. Среди других источников загрязнения:
Средний эксплуатационный период антифриза пять лет или достижение пробега в 250 тыс. км. Тосол служит вдвое меньше. При длительной езде без замены или разбавлении охлаждающей жидкости засоряется рубашка, ухудшается пропускная способность каналов радиатора.
Активная эксплуатация силовой установки приводит к появлению на вертикальных поверхностях радиатора и патрубков следов коррозии, накипи, окислов, фракций масла, накипи и иных загрязнений. Их особенно много если силовой агрегат часто работал в зоне красной отметки.
Загрязнения СО автомобильного мотора бывают двух типов:
Они имеют разную структуру и удаляются посредством различных химических реакций. Неорганические компоненты первоначально растворяются, а затем без труда удаляются из СО. Органика требует иных методов. С помощью поверхностных активных элементов формируются мельчайшие фракции, которые сливаются при прочистке системы охлаждения автомобиля.
Высокоэффективное промывочное средство должно сочетать растворяющие и эмульгирующие свойства.
Забитые каналы контура и недостаточная циркуляция создают новые проблемы. Мотор склонен к перегреву, сокращается ресурс его деталей, салон не прогревается. Проявляются неисправности маслосъемных колпачков, возникает эффект коксования.
Расширение межремонтного ресурса мотора диктует необходимость промыть систему охлаждения двигателя. Одни доверяют автомобиль мастерам автосервиса, другие делают очистку самостоятельно.
Многие спрашивают, как промыть систему охлаждения двигателя, хотя нужно начинать с того, насколько часто это следует делать. Советуем приурочить промывание к времени смены тосола/антифриза. Оно одновременно позволит избавиться от старой жидкости, так как различные составы не стоит смешивать.
С целью профилактики промывку радиатора охлаждения двигателя и иных составляющих системы необходимо выполнять раз в год весной в тёплую погоду. Очистка поможет преодолеть снижение теплоотдачи, улучшит пропускание патрубков.
Многие спрашивают — чем промыть систему охлаждения двигателя. С этой целью применяются магазинные составы и народные препараты. Первые содержат точно подобранные компоненты под конкретную проблему. Достаточно выполнить рекомендации производителя, прописанные в инструкции. Большинство продаваемых промывок делятся на следующие группы:
Внимание! Не рекомендуется одновременная очистка системы охлаждения двигателя двумя составами. Стоит крайне осторожно пользоваться высококонцентрированными продуктами, так как они могут серьезно повредить резиновые и пластиковые элементы.
Среди представленных в магазинах промывок наиболее популярна продукция брендов LAVR, Hi-Gear, LIQUI MOLY. Первый предлагает линейку из трех средств:
Народные средства для промывки системы охлаждения более доступны по цене, а многие проверены практикой. Среди них уксусная и лимонная кислота, каустическая сода, сыворотка, газировка Фанта.
В состав СО входят детали, которые выполнены из материалов, обладающих разными свойствами — пластик, резина, металлы (сталь, алюминий, чугун). Они обладают неодинаковой устойчивостью к химическим воздействиям. Так, алюминий теряет свойства от реакции с каустической содой и хлором. Перед началом работ нужно узнать какие вещества включены в средство.
Применение концентрированных составов с агрессивными компонентами повышает риск блокирования тонких каналов фракциями ржавчины, фрагментами пленки выпаренного антифриза. Это может привести в дальнейшем к перегреву мотора. Желательно после промывки использовать рекомендованную автопроизводителем охлаждающую жидкость.
Порядок действий при промывке системы охлаждения двигателя своими руками не связан выбранным средством и включает следующие шаги:
Грамотный выбор промывочной жидкости для системы охлаждения — залог ее чистоты и отсутствия трудностей в эксплуатации. Вначале нужно понять, какие виды загрязнений преобладают в автомобиле — органического или неорганического происхождения. В первом случае виден темный оттенок тосола или антифриза, во втором появляются светло-ржавые отложения под радиаторной крышкой.
С неорганическим налетом (коррозия, накипь) хорошо справляются средства на основе кислоты, в которых присутствуют фосфаты. В составе щелочных препаратов находятся регуляторы pH и поверхностно-активные компоненты. Они лучше удаляют пятна масла, продукты распада тосола/антифриза. Эффективных универсальных составов нет, так как у них незначительный объем активных веществ. Также кислоты и щелочи очень плохо комбинируются.
Средство должно включать присадки, ускоряющие растворение осадка для легкого вывода загрязнений. Большой плюс — присутствие в составе ингибиторов коррозии, защищающих металлические детали от разрушения. Производители промывок на основе воды должны информировать о присутствии дистиллята, который не приведет к образованию накипи.
Более плотный состав свидетельствует о высокой концентрации активных веществ.
Стоит отказаться от покупки очистителя системы охлаждения автомобиля, если его изготовитель заявляет об удалении грязи за несколько минут. Это откровенный обман или концентрация компонентов очень высока, что может повредить другие детали. Хороший препарат не пенится, так как это повышает риск перегрева мотора во время очистки и ухудшает замену антифриза.
Лимонная кислота
Данное средство для промывки радиатора автомобиля хорошо вычищает отложения окислов металлов и следами коррозии. Демонстрирует эффективность если в СО заливалась питьевая вода. При этом лимонная кислота малоэффективно справляется с другими видами загрязнений.
Раствор готовится методом смешения 20-40 г вещества с 1000 мл воды. При наличии больших объемов грязи пропорции промывки системы охлаждения двигателя лимонной кислотой увеличиваются до 90-100 г. Оптимальный показатель — при смешивании вещества с дистиллированной водой показатель pH около трех.
Чистить нужно таким объемом раствора, который соответствует литражу антифриза. Для его изготовления нужно придерживаться указанной пропорции. Например, для 8 литров понадобится 720-750 г лимонной кислоты.
Алгоритм чистки системы охлаждения аналогичен использованию магазинных средств. Если после процедуры жидкость остается мутной процедуру следует выполнить заново до достижения прозрачности. Затем СО промывается чистой водой, затем СО заполняется тосолом или антифризом.
Уксусная кислота
Эффект этого продукта схож с лимонной кислотой, поэтому оно также подходит для борьбы с ржавчиной. Пропорции для изготовления раствора — 500 мл уксусной кислоты на десятилитровую емкость воды. Последовательность операций ткакя же, как у названных выше средств — удаляем отработавшую жидкость, льем свежую и греем машину до рабочей температуры.
Далее авто оставляется с включенным мотором на 35-40 минут для химической очистки. Добиваемся, чтобы после процедуры раствор был прозрачным (для этого повторяем циклы промывки охлаждающей системы). В завершение промываем СО дистиллированной или кипяченой водой, далее заполняем систему охлаждайкой.
Сыворотка и молочная кислота
Менее популярный метод, что связано с незначительной распространенностью молочной кислоты. Она добавляется в радиатор без добавок, после чего следует оставить работать двигатель вхолостую или под нагрузкой.
У сыворотки подобные свойства. Для очистки лучше использовать самостоятельно приготовленную жидкость в объеме 10 литров. Чтобы удалить крупные фракции жира необходимо пропустить ее несколько раз через марлю.
Затем выполняются следующие действия:
Внимание! Эффективность сыворотки сохраняется на протяжении 60-120 минут. За это время нужно успеть проехать рекомендуемые 50 км. Больше ездить нет необходимости, так как жидкость смешается с грязью.
Напиток «Фанта»
Чем промыть систему охлаждения? Отдельные автолюбители покупают для этого «Фанту». В состав газировки добавляется лимонная кислота, поэтому он имеет аналогичный эффект.
Время использования газировки определяется уровнем загрязнения. Для профилактики можно выждать 35-40 минут работы ДВС вхолостую. Чтобы удалить застаревшую грязь нужно ездить 1-2 дня, а затем удалить газированный напиток, налить дистиллированную воду и поездить некоторое время. Эффект будет достигнут, если в итоге при сливе дистиллят окажется чистым. В завершение процедуры СО хорошо промывается водой, затем заливается антифриз.
Каустическая сода (гидроксид натрия)
«Едкий натр» рекомендован лишь для чистки радиаторов из меди и неприемлем для алюминиевых деталей. Как промыть радиатор охлаждения двигателя внутри указано в техдокументации. Порядок действий, следующий:
В завершение работы нужно поочередно промывать радиатор изнутри и направлять в полость сжатый воздух в противоположном направлении относительно вектора работы насоса.
Всем, кто хочет промыть систему охлаждения гидроксидом натрия нужно знать, что в ходе химической реакции появляется пена светлого оттенка. В этом нет аномалий. Проверка герметичности выполняется на остывшем моторе из-за быстрого испарения нагретой воды.
Внимание! Контакт каустической соды с кожей вызывает ожоги, из-за чего процедуру необходимо выполнять под открытым небом в перчатках и средстве защиты органов дыхания.
Средства для мытья посуды
Химическая формула таких составов обеспечивает расщепление пищевого жира и удалить следы моторного масла не сможет. Теоретически для достижения нужного результата процедуру потребуется повторять десятки раз.
Газировка Coca-Cola
Присутствующая в этой газировке ортофосфорная кислота помогает удалить следы коррозии, масляной эмульсии, накипи. Но вместе с ней газировка содержит значительную долю сахара и углекислого газа. Последний при расширении способен повредить некоторые детали, а сахар требует более тщательного промывания водой.
Если нет альтернативы этому средству для промывки радиатора автомобиля использовать его следует не дольше 10 минут. Иначе возникает вероятность поломки элементов из алюминия, пластика, резины.
Calgon и его заменители
Такие средства разработаны для избавления от известковых отложений на трубах, бытовой технике и будут неэффективны для чистки автомобильного радиатора.
Крот
Российское средство для прочистки канализационных коммуникаций, создан с применением каустической соды. Применяется в качестве заменителя сантехнического троса. Подходит для ограниченного числа задач — чистки медных радиаторов. Для этого потребуется демонтаж узла, иначе повредятся все уплотнители из резины.
Белизна
Говоря, как и чем промыть систему охлаждения двигателя нужно сказать о белизне. Это состав бытового назначения, созданный на базе гипохлорита натрия, способного разъедать алюминий.
Процесс ускоряется при повышении температуры жидкости. Алюминиевым деталям противопоказаны и иные составы с содержанием хлора, например, «Мистер Мускул».
Комплексные растворы
Большая ошибка смешивать в один состав соду, лимонную и уксусную кислоту. Такая «гремучая» смесь способна повредить пластмассовые и резиновые элементы.
Чем лучше промыть систему охлаждения двигателя автомобиля каждый решает сам. При этом желательно заливать профессиональные средства. Они не только очистят СО, но и помогут избежать побочных эффектов. Таких гарантий не дают народные средства. В этом случае экономия может привести к значительным потерям из-за разъедания резиновых, пластиковых элементов.