Какими бывают кузова автомобилей

Кузов автомобиля – этот критерий является одним из главных при покупке. Нередко бывают случаи, когда машина, подходящая покупателю по техническим характеристикам, цвету, оформлению салона, отвергалась им по причине не понравившегося кузова.

В настоящее время мировой автопром выпускает авто с различными типами кузовов. Транспортные магистрали заполнены «легковушкам» с четырьмя, тремя пятью и, даже, двумя дверьми, различающимися по габаритам, назначению.

Перед потенциальным владельцем транспортного средства стоит непростая задача: какой именно тип кузова автомобиля ему нужен. В нашей статье рассмотрим все имеющиеся виды кузовов машин, разберём особенности, их достоинства и недостатки.

На роль первого автомобиля в истории претендуют различные конструкции с паровыми, бензиновыми и прочими двигателями. Не будем разбираться в определении первенца среди машин, отметим только немецкого конструктора К. Бенца, получившего в 1886 году патент на создание первого трёхколёсного автомобиля с мотором на бензине.

Говорить о форме кузова его детища не станем, ибо она практически отсутствовала, представляла собой моторизованную тележку.

Каретообразные машины, появлявшиеся в больших количествах в конце XIX столетия также, не берём в расчёт. Они напоминают дома на колёсах и возводились из соответствующих материалов: дерева, тканей и т.д.

Официально что-то похожее на современный образ авто начал получаться у французских изобретателей, конструировавших машины на рубеже XIX и XX веков. Французы были одними из ведущих производителей тех времён.

В результате на свет появлялись такие виды кузовов:

  • Vis-a-vis – пассажиры располагались напротив друг друга.
  • Dos-a-dos – рядное расположение сидений друг за другом.
  • Tourer – знакомое по современным седанам расположение пассажиров.
  • Torpedo – грузовой тип кузова автомобиля грузовиков нашего времени.

Производители машин, стремясь выделить свою продукцию на авторынке, изощрялись в разнообразии форм машин.

Однако со временем и развитием автомобилестроения, появились особые требования к производству кузовных деталей. Сейчас машина должна иметь обтекаемую форму, для создания конкурентоспособных аэродинамических качеств, обладать привлекательным видом, быть лёгкой – для уменьшения расходов на топливо.

Зачем нужна классификация кузовов машины

В настоящее время виды кузовов автомобилей классифицированы. Любая новая модель, выпускаемая компанией-производителем авто, имеет в техническом паспорте отметку о типе кузова.

Зачем нужна подобная классификация? Вспомним теорию: кузов считается компонентом конструкции транспортного средства, определяющим его тип, габариты, способности транспортировки людей и грузов.

Систематизация кузовов легковых автомобилей необходима прежде всего для покупателя:

  • Она позволяет иметь представление о виде авто: количестве дверей, расположении багажного отсека и т.п.
  • Практическое значение. Многие из приобретающих транспортное средство рассчитывают на его помощь в перевозке: урожая с дачного участка, стройматериалов для работы или того же загородного дома, спортивного или садового инвентаря и т.д. Для таких автовладельцев покупка седана будет менее привлекательной приобретения универсала или хэтчбека.
  • Кузов авто позволяет выяснить количество размещаемых в салоне людей. Для семейных прогулок, вылазок на природу подойдут пятидверные седаны, кроссоверы. Одиноких автолюбителей устроят трёхдверные хэтчбеки.

 

Разобравшись с потребностями в классификации, перейдём к непосредственному обзору типов кузова автомобилей.

Виды машин

Автомобили по форме кузова делятся на:

  • Однообъёмные.
  • Двухобъёмные.
  • Трёхобъёмные.

 

К первому типу однообъёмных авто относятся машины с одним внутренним пространством, включающим в себя салон для пассажиров, багажное отделение, моторный отсек. Типичными представителями этой группы являются минивэны, микроавтобусы.

Двухобъёмные модели объединяют салон с багажником и отдельно расположенное моторное отделение. Ярким примером таких машин являются универсалы, хэтчбеки.

Автомобили из трёх раздельных отделений: моторного отсека, пассажирского салона и багажного отдела классифицируются трёхобъёмными. Классический представитель группы: седан.

С последних, трёхобъёмных, моделей начнём обзор типов кузова легкового автомобиля.

Три объёма легкового автомобиля

Седан

Обзор начнём с самой популярной версии этой группы легковых машин – седана. Название произошло от латинского «sedere», что в переводе означает сидеть. Седанами называли популярные в прошлых веках «транспортные» средства для переноски людей: паланкины. Он представлял собой задрапированную материей или просто коробку в человеческий рост, по обеим сторонам которой имелись ручки для переноски.

Первым применил это название в начале XX века американский производитель авто Studebaker, обозначавший таким образом свои модели Six и Four.

Такие типы машин обладали ярко выраженным капотным пространством для силового агрегата, просторным или не очень салоном с двумя, четырьмя дверьми, передним и задним рядами сидений, отдельного багажника различной исходя конструкции машины вместимости.

Длина седанов также была классифицирована. В качестве примера можно привести седан с литерой L (Long – длинный), означающей повышенные размеры кузова машины.

Автомобили такого вида выделяются комфортными условиями для находящимися внутреннем пространстве людей. Однако объём перевозимых грузов ограничивается, как правило, ёмкостью багажного отделения. Показатель в 500-600 л считается хорошим для машин такого типа. Трансформация кресел заднего ряда в некоторых моделях не даёт особого выигрыша для перевозки нестандартных вещей.

Купе

Элегантное по звучанию слово «купе» пришло из французского языка: перевод – «отсекать, отделить». Таким названием на заре автомобилестроения обозначали авто бюджетного сегмента с укороченной базой, двумя дверками и одним рядом сидений.

Однако со временем произошла перемена – сейчас название «купе» применяется для автомобилей премиального класса с выдающимися аэродинамическими качествами.

Этому способствует обтекаемая форма кузова, скошенная к задней части крыша. Дверей у подобных авто не прибавилось, их осталось, в основном две, но встречаются и четырёхдверные версии.

В машине может разместиться два или четыре человека. Однако сидящим на втором ряду будет не очень комфортно находится по причине низко опущенной крыши. Встречаются модели купе, в обозначение которых добавляется 2+2. Это говорит о том, что на втором ряду есть места для маленьких пассажиров, детей.

Повышенная цена автомобилей с кузовом купе обусловлена стильным видом. Такие авто способствуют повышению имиджа хозяина, выделяются из общего транспортного потока.

Среди недостатков уже упомянутый дискомфорт для пассажиров второго ряда (если он есть), небольшой объём багажника.

Кабриолет

Все перечисленные выше качества автомобиля с кузовом купе относятся к кабриолету. Эта разновидность кузова машины появилась одной из первых, на рубеже XIX и XX веков. Производители тех времён просто перенесли конструкционные особенности кареты на моторизованное транспортное средство.

Авто выделяется на современных магистралях откидным верхом, которые выполняется в жёстком или мягком варианте. Кабриолет, как правило, обладает двумя дверками, может быть одно- или двухрядным.

В таком автомобиле замечательно ехать на высокой скорости летом в жаркую погоду. Однако по мере понижения температуры он становится менее пригоден для передвижения, особенно в северных регионах.

Минусы и плюсы этого вида легкового автомобиля очевидны.

Достоинства:

  • Привлекательный вид.
  • Не требуется кондиционер в жаркую погоду.
  • Принадлежность к авто премиального сегмента.

 

Среди недостатков отметим неспособность такого кузова защитить водителя и пассажиров от атмосферных осадков, холода, пыли, а также летающих насекомых, птичьих продуктов отработки. Не спасёт складной тент, а даже усугубит критическое положение людей при авариях с переворотом машины. Однако плюсы автомобилей класса люкс являются для многих владельцев определяющими.

Родстер

«Родственник» кабриолета, родстер оснащён двумя креслами для водителя и пассажира, может иметь откидное заднее сидение. В конструкции машины один ряд сидений, имеется откидная, как у кабриолета, крыша.

Также как его разновидность, кабриолет, он был популярен в начале прошлого столетия, его цена была вполне доступной.

Перемены у автомобиля с кузовом родстер начались в начале третьего десятилетия прошлого века, когда он постепенно стал превращаться в машину спортивной направленности. Появление мощного мотора, обтекаемые линии кузова, примечательный дизайн спорткара автоматически вызвал повышение цены на родстер, приведшее его в группу авто класса люкс.

Сейчас в модельном ряду ведущих автопроизводителей есть такие модели:

  • Audi R8.
  • Lamborghini Huracan.
  • Mazda МX-5.
  • Ferrari F8 и т.д.

Разновидности кабриолета

Рассказ о машинах трёхобъёмной конструкции был неполным, если бы не упомянули такие его виды:

  • Тарга – в этой модификации кабриолета складываемой является средняя часть. Переднее пространство над водителем и пассажиром открыто всем ветрам, задняя – защищено стеклянной крышей панорамного типа.
  • Ландо – с точностью до наоборот от предыдущей версии. Передняя часть закрыта жёсткой крышей, над вторым рядом её нет вообще, или она откидывается.
  • Брогам – жёсткая непрозрачная крыша закрывает в этом типе кузова авто второй ряд, впереди над первым рядом – только небо.
  • Фаэтон – подобное название в настоящее время не используется, но ради полноты картины мы отметим его в обзоре. Автомобили с таким типом кузова обладали мягкой откидной или съёмной крышей.

Сейчас перечисленные машины можно увидеть только на музейных площадках, в кино или на ретро-пробегах.

Пикап

Этот вид автомобилей создан на основе машин повышенной проходимости SUV. Характерной особенностью пикапа является открытое багажное отделение солидных размеров. Оно может закрываться матерчатым или жёстким тентом для защиты перевозимого груза.

Также оснащён отдельным моторным отсеком, в котором стоит мощный двигатель, а также однорядным или двухрядным салоном.

Машина с открытым багажником используется владельцами для перевозки грузов в основном в условиях сельской местности. Поэтому такой транспорт обладает полным приводом, высоким клиренсом.

В салоне пикапа особого комфорта нет, у неё чисто рабочее предназначение, хотя некоторые российские автовладельцы покупают её для повышения своего имиджа: пикапа стоят недёшево, а большие габариты подобного автомобиля пользуются уважением у определённой группы автолюбителей России.

И всё же пикапы не так распространены в нашей стране, чем, скажем, в Австралии или Америке. Причина малой популярности: приличная цена авто. Основная масса наших владельцев загородных домов покупают машины бюджетного сегмента, например, Renault Duster, УАЗ и др.

Лимузин

Дальний «родственник седана» – лимузин. Различие: в удлинённой колёсной базе последнего. Всё остальное: моторное отделение, багажник имеет похожие размеры. Естественно, что салон имеет увеличенное пространство. Машина относится к представительскому классу, обладает повышенным уровнем комфортности.

Водительское кресло и кресло переднего пассажира отделено от остального салона перегородкой.

Несмотря на солидный вид, автомобиль малопопулярен, используется только в торжественных ситуациях: на свадьбах, юбилеях, прочих особых мероприятиях.

Удлинённые размеры мешают свободному передвижению по загруженным транспортом городским улицам, не дают возможности найти места для парковки. Не подходит он и для скоростного драйва на загородных шоссе – обладает повышенной массой, кузовом с плохой аэродинамикой.

Автомобили с двухобъёмным кузовом

Хэтчбек

Популярный в России тип кузова машины. Небольшие размеры позволяют использовать его для передвижения по городским улицам, обтекаемые формы улучшают аэродинамику, способствуют скоростному драйву.

Багажник и салон объединены крышей, скошенной к задней части. Отсутствие перегородок между ними, трансформируемые кресла дают возможность перевозить объёмные грузы, длинномерные материалы, инвентарь для спорта и огорода.

Количество дверей в салоне может изменяться от двух до четырёх. Также имеется задняя дверь для доступа в багажный отсек.

Универсал

Этот вид авто выполняет роль грузопассажирского транспортного средства. Как и хэтчбек, он обладает совмещённым салоном и багажником. Крыша, соединяющие их, находится практически на одном уровне.

Такой тип автомобилей имеет усиленную конструкцию, может перевозить большую массу груза, и, соответственно, стоит больше того же хэтчбека.

В салоне – два ряда кресел, последний может в большинстве моделей складываться для увеличения пространства под груз.

Лифтбек

Двухобъёмный вариант седана. Он также по типу кузова похож на кабриолет, иногда его называют хэтчбеком.

Характерными отличиями этого вида машины считается:

  • Наличие небольшой кормы между задним стеклом и задней частью авто.
  • Поднятие задней двери осуществляется вместе со стеклом.

 

Багажное пространство можно увеличить при складировании второго ряда кресел. Количество дверей меняется от двух до четырёх в зависимости от модели, плюс к этому есть задняя дверка.

Внедорожники, кроссоверы

Это – также автомобили с двумя объёмами в конструкции. У каждого из вида авто своё предназначение. Красавцы кроссоверы или, как их называют, паркетники, рассекают по улицам мегаполиса. Машины повышенной проходимости SUV трудятся на бездорожье.

Исходя из этого они имеют определённую техническую оснастку, однако конструкция кузова остаётся схожей: моторное отделение, впереди, под капотом, дальше идёт салон, переходящий в багажник.

Объём пространства для перевозки грузов может быть увеличен за счёт трансформации кресел второго ряда. В некоторых моделях есть и третий ряд, полноценный или откидной.

Опять-таки для полноты картины отметим и такой двухобъёмный тип кузова машин, как фургон, «каблучок», в простонародье.

У такого автомобиля один или два ряда кресел. Задняя часть салона может быть застеклена – для перевозки пассажиров, или иметь цельнометаллический кузов в грузовом варианте.

Однообъёмные авто

В последнюю, однообъёмную группу, входит небольшое количество автомобилей. Они различаются друг от друга размерами, но в целом имеют общее предназначение: перевозить небольшие компании людей.

Такие машины используются в качестве семейного авто или для перевозки деловых партнёров. Единый кузов накрывает всю конструкцию: от моторного до багажного отделения, включая пассажирский салон.

Перечислим версии однообъёмных машин:

  • Минивэн – выделяет увеличенными размерами, просторным салоном, трёхрядным расположением кресел, а также двумя, как правило, дверьми сзади.
  • Компактвэн имеет меньшие габариты, что, соответственно, делает меньше салон и багажник. Однако в некоторых моделях три ряда кресел могут быть.
  • Микровэн – «младший брат» семейства с двухрядным расположением кресел, уменьшенными размерами.

Классификация легковых автомобилей по типу кузова поможет автолюбителю в выборе нужного для его семьи или работы транспортного средства, а также позволит больше узнать о существующих типах кузовов машин.