Для нормальной работы современный автомобильный двигатель нуждается в корректном регулировании фаз. В предлагаемом обзоре рассматривается фазорегулятор – что это такое в машине, как реализован принцип действия и особенности конструкции этого устройства.
О терминологии
Вначале о том, что такое фазорегулятор. Это устройство, обеспечивающее изменение фаз механизма распределения. Фазорегулятор еще называют фазовращателем, но указанный термин не совсем корректен.
Посредством этого узла обеспечивается поворот распределительного вала через приводную шестерню. Это необходимо для открытия и закрытия клапанов впуска и выпуска цилиндров двигателя точно в заданный момент времени. В этом случае мотор будет работать синхронно, без сбоев и нарушений.
Назначение
При анализе принципа действия самого простого двигателя внутреннего сгорания (из иллюстрации в учебном пособии) можно увидеть, что впускной и выпускной распределительные валы настраиваются разработчиками определенным образом. Клапаны должны открываться и закрываться одномоментно. Время срабатывания определяется оборотами и нагрузкой.
Но применение подобной схемы не всегда оправдано. При работе мотора на повышенных оборотах фазы должны частично перекрываться. В заданный момент требуется пребывание клапанов впуска и выпуска в открытой позиции. При таком подходе камера сгорания быстрее заполняется свежим воздухом, что обеспечивает увеличение мощности, возрастание уровня экологической безопасности, поскольку топливо сгорает полностью.
Чтобы добиться этого эффекта, фазы распределяют следующим образом: для распредвалов (на впуске, а лучше – обоих) допускают смену углового положения с продлением момента, когда впускные и выпускные клапаны открыты или закрыты.
Эта конструктивная особенность дает ответ на вопрос, для чего нужен фазорегулятор.
Расположение
Далее о том, где находится фазорегулятор. Это устройство (если предусмотрено в конструкции соответствующего силового агрегата) установлено на той же стороне, что и приводная цепь или ремень газораспределительного механизма, с торцевой части распределительного вала.
Конструктивно этот узел включен в приводную шестерню. Зрительно это смотрится в виде плоской круглой «бобышки». Возможно применение одного или двух этих устройств (исключительно для впускных клапанов или дополнительно и на выпускные).
Принцип действия
Далее – о принципе работы фазорегулятора. В классической ситуации, наиболее распространенной, фазы изменяются под давлением смазочной жидкости. Фазорегулирующее устройство представляет собой муфту с ротором, который неподвижно закреплен на распредвалу, и наружным корпусом со звездочкой. Внешняя часть повернута по отношению к внутренней на угол до 40 градусов.
Работой фазорегулятора руководит управляющий электронный блок. Устройство приводится в действие электрогидравлическим распределительным клапаном. ЭБУ дает сигнал об изменении давления масла в контуре. Это обеспечивает поворот ротора в заданный момент времени, чтобы распределительный вал удерживался в нужной позиции.
Рассматривая, где находится клапан фазорегулятора, важно учитывать, что этот элемент обычно установлен непосредственно рядом с основным устройством – с боковой части двигателя, под кожухом привода газораспределительного механизма.
Признаки поломки
Явный признак неисправности фазорегулятора – характерный треск, который доносится от вышедшей из строя муфты. Но при отсутствии посторонних звуков, поломку найти затруднительно. Электрическими измерениями можно лишь оценить состояние электроклапана, регулирующего давление масла. Если этот элемент исправен, а стрекот не слышен, диагностирование сопряжено с серьезными сложностями.
Сложность в том, что неисправность фазорегулятора с некорректным изменением фаз связана исключительно с ошибкой клапана. Поломка нередко вызвана иными сопутствующими причинами.
Вывод о выходе из строя этого механизма можно сделать по таким симптомам:
- Кодировке ошибок; индикатор «Чек Энжин» дает понять, что присутствует проблема, но поиск источника не всегда удобен. Среди возможных вариантов Р0011 – это сообщение указывает, что клапаны открываются или закрываются слишком рано. Еще одна возможность – Р0013, со ссылкой на повреждение цепи клапана фазорегулирующего устройства. Может одновременно сработать несколько кодов, что упрощает поиск, но чаще эти сигналы свидетельствуют об общих проблемах, а точная идентификация неисправностей требует опыта и навыков от исполнителя.
- «Дизельный» звук мотора, когда агрегат начинает громко работать в момент запуска. По мере усугубления проблемы, продолжительность этого симптома увеличивается, а треск сохраняется в течение холостого хода и даже под нагрузкой.
- Повышению расхода топлива, при одновременном снижении КПД, когда автомобиль сложнее разогнать, а заправляться приходится чаще.
Совокупность перечисленных симптомов указывает на сбой в изменениях фаз.
Проверка исправности
Владельцу автомобиля важно понимать, как проверить фазорегулятор. Это можно сделать двумя способами: диагностикой распределительного электроклапана или проверкой электропроводки машины. Оба метода косвенные, и сопряжены с серьезными сложностями.
Рассматривая, как проверить клапан фазорегулятора, важно учитывать, что в работоспособности можно убедиться экспериментальным путем. Подают внешнее питание и проводят холодный старт. В случае нестабильной работы мотора, менее уверенной, чем в обычном режиме, можно сделать вывод, что клапан в порядке. Но это тестирование поверхностного свойства и определяет только то, как устройство реагирует на подачу питания.
Важно учитывать корректность движения подвижного штока при реакции на поданную электроникой команду. Эта диагностика требует от исполнителя специальных знаний и квалификации, недостаточной для рядового автолюбителя.
С проводкой ситуация проще, но здесь сохраняется фактор случайности. Если повреждены провода, окислены разъемы или нарушены контакты, неисправность можно идентифицировать и устранить по внешним признакам. В этом случае можно утверждать, что владельцу автомобиля повезло.
Иногда засоряется сетка, фильтрующая масло, поступающее на клапан. В этом случае ремонт фазорегулятора можно выполнить собственными силами, очистив этот элемент от загрязнений.
Особенности замены фазорегулятора
Замена фазорегулятора при поломке этого устройства – технически сложный вид ремонта, требующий от исполнителя профессиональных знаний и навыков. Порядок проведения этих ремонтных работ зависит от особенностей конструкции соответствующей модели двигателя.
Чтобы демонтировать неисправный узел регулирования фаз приходится частично разбирать мотор:
- Снимать привод газораспределительного механизма.
- Убирать маховик коленчатого вала.
- Устанавливать коленвал в определенном регламентированном положении.
- Убирать другие узлы и детали.
При последующей сборке с установкой нового узла, важно соблюдать регламентированный разработчиками оборудования момент затяжки фазорегулятора. Учитывая техническую сложность и ответственность, проведение этого ремонта лучше поручить профессионалам.
Несколько проще замена клапана фазорегулятора. Но для точной диагностики этого узла все равно необходимо привлекать специалиста, поэтому не стоит самостоятельно пытаться устранить неисправность данного элемента.
Подробнее об устранении неисправностей этого оборудования на автомобилях конкретной марки и модели можно узнать из руководства по эксплуатации от производителя. В технической документации от разработчиков указана схема фазорегулятора, рекомендации о порядке ремонта, основные технические характеристики и другие важные сведения.
Заключение
Устройство по регулированию фаз газораспределительного механизма присутствует не во всех моделях двигателей. Но при наличии этого узла, мотор работает эффективнее и безопаснее для экологии. Владелец автомобиля может сделать вывод о неисправности фазорегулятора по косвенным и явным признакам. Но подробную диагностику и ремонт этого оборудования разумнее поручить профессионалам сервисного центра, ввиду технической сложности выявления причин и устранения неисправностей.