Как своими руками проверить стартер на работоспособность?
Записаться на диагностику

Для запуска двигателя в автомобиле применяется особое устройство. Владельцу машины важно понимать, как проверить стартер на работоспособность.

Несмотря на скромные габариты, от исправности этого узла зависит очень многое, а проверка сопряжена с определенными сложностями. Предлагаемый обзор поможет разобраться с порядком диагностики стартерного устройства.

Общее описание

Первым делом стоит рассмотреть, что такое стартер, как устроен этот механизм. Это узел, в котором сочетаются механические и электрические элементы, применяемый для пуска топливного силового агрегата. Установлен рядом с зубчатым венцом маховика коленчатого вала. Небольшой электрический моторчик вращает шестерню, входящую в зацепление, для стартового раскручивания.

После отпуска ключа зажигания, когда двигатель машины приступил к работе, втягивающим реле размыкается контакт соединения. Рабочий вал стартерного механизма останавливается, а шестерня выводится из зацепления с маховиком на коленчатом валу.

Знание принципа действия необходимо для поиска возможных неисправностей.

О признаках и причинах поломок стартера

Несмотря на компактность, конструкция этого механизма достаточно сложна. Поэтому возможны различные причины неисправностей стартера. Узел может выйти из строя, что вызовет проблемы с запуском мотора. А если это произойдет в дороге, возникнут серьезные сложности с восстановлением работоспособности оборудования автомобиля.

При этом отмечаются сходные признаки неисправностей стартера. Далее рассмотрены основные симптомы, указывающие на проблемы, с учетом причин возможного возникновения.

Устройство не включается при попытке включения зажигания ключом

Если исключить очевидные ситуации с севшей аккумуляторной батареей и другими характерными вещами, рассматривая, как проверить стартер, важно учитывать, что этот узел может не включаться, ввиду следующих обстоятельств:

  • Подгорания или полного разрыва проводов подключения этого элемента, повреждениями внутренних катушек на реле.
  • Неисправности электрического моторчика стартерного механизма, вращающего маховик коленчатого вала.
  • Значительных внутренних загрязнений или критического износа деталей устройства, что приводит к нарушениям контактов на щетках электродвигателя и коллекторе.

В перечисленных ситуациях электромотор включаться не будет, и не срабатывает стартер при повороте ключа.

Работа сопровождается шумом и треском

Еще один характерный симптом неисправности – возникновение посторонних звуков при проворачивании стартерной шестерни. Это отмечается, если изношена или повреждена обгонная муфта (бендикс).

Чаще указанная проблема проявляется время от времени, с прогрессированием по мере увеличения выработки контактных элементов. Вначале плохо крутит стартер на горячую, но позднее полностью отказывает. При серьезных неисправностях автомобиль перестанет заводиться. Важно своевременно диагностировать поломку обгонной муфты и устранить неисправность, пока устройство работает.

Недостаточная интенсивность срабатывания, перегрев, подгорание контактов

Перечисленными выше симптомами проблемы не ограничиваются. Медленное вращение выходного вала устройства, с избыточным нагревом и подгоранием контактов может быть обусловлено износом втулок и подшипников механизма. Это вызывает перекосы, усложняющие работу прибора, нарушающие нормальные контакты щеток с коллектором, ввиду периодических смещений.

Ток используется избыточно, что приводит к нагреву контактов и проводов. Одновременно снижаются эксплуатационные параметры стартерного механизма, который проворачивает коленчатый вал с заметным усилием.

Рекомендации по самостоятельной проверке

Оценивая, как проверить стартер в домашних условиях, важно учитывать, что диагностику удобнее проводить с демонтированным узлом. Для снятия потребуется обеспечить надлежащий доступ. Это определяется особенностями компоновки оборудования на конкретной модели автомобиля.

В некоторых случаях достаточно открыть капот. Иногда нужно загнать машину на эстакаду или смотровую яму. Но снять устройство довольно легко, с помощью обычных ключей, без применения специальных инструментов. Но предварительно необходимо отсоединить контакты аккумуляторной батареи. В противном случае сохраняется риск печальных последствий.

Далее рассматривается, как проверить снятый стартер. Для тестирования потребуется наличие источника питания на 12 В с проводами-«крокодилами», чтобы подать нагрузку на испытываемые элементы устройства.

Проверка электромотора

Подробнее о том, как проверить электродвигатель стартера от аккумулятора. Чтобы убедиться в исправности, отрицательный контакт бросают на корпус устройства, положительный – на провод между мотором и реле. При быстром вращении вала, без постороннего шума и заеданий, можно утверждать о нормальном состоянии узла. Если ощущается неравномерность хода, приходится прикладывать значительное усилие, электродвигатель требует тщательной ревизии.

Оценка состояния втягивающей обмотки реле

Рассматривая, как проверить реле стартера, важно учитывать наличие свободных контактов на устройстве. Присутствует две клеммы. Еще один проводят связывает электродвигатель с реле.

Из свободных контактов один идет к красному проводнику (положительный), другой (для управления) – к замку зажигания. Для диагностики потребуется соединение плюса аккумуляторной батареи с управляющим проводом, а минуса – с корпусом моторчика. Выдвижение приводной шестерни свидетельствует об исправности втягивающего реле.

Эту процедуру удобнее проводить с напарником. Важно убедиться, что шестерня выдвигается с усилием, пересиливающим ручное воздействие. Для этого помощник отверткой (но не пальцами) препятствует выдвижению рабочего органа, который должен преодолеть это сопротивление.

Рассматривая, как проверить втягивающее реле стартера, важно понимать, что в холостом режиме устройство может отрабатывать нормально. Но под нагрузкой не исключен риск заклинивания при зацеплении с маховиком. Помощь напарника позволит рационально оценить работоспособность прибора.

Проверка удерживающей обмотки реле

Оценивая, как проверить обмотку реле стартера, необходимо учитывать, что потребуются некоторые предварительные манипуляции. Отсоединяют связь реле с мотором со стороны первого из этих элементов. Минус АКБ бросают на корпус стартерного механизма, плюс – на управляющий проводник реле. Затем кратковременно соединяют моторчик с реле, легким прикосновением.

После выдвижения шестерни, рабочий орган должен остаться в выдвинутом положении. Это свидетельствует об исправности обмотки.

Следует учесть один важный момент. Когда шестерня выдвинется, необходимо за пять секунд или несколько быстрее отсоединить положительный провод от стартерного механизма. Иначе обмотка может перегреться и сгореть.

Оценка исправности обгонной муфты (бендикса)

Далее о том, как проверить бендикс стартера. Предварительно потребуется отсоединить контакты аккумуляторной батареи. Шестеренку проворачивают вручную. Вращение допускается в одну сторону. Если вал можно провернуть в другом направлении, это указывает на неисправность бендикса.

Рассматривая, как проверить стартер, не снимая с машины, важно учитывать, что при описанном виде контроля указанное устройство можно не извлекать.

Имитация запуска силового агрегата автомобиля от стартерного механизма

Чтобы симулировать включение стартерного механизма, для запуска отрицательный контакт аккумулятора бросают на корпус, положительный подсоединяют к аналогичной клемме этого устройства. Далее замыкают плюс и управляющий провод.

Если прибор исправен, шестеренка выдвигается, проворачивая коленчатый вал топливного двигателя.

Изучая, как проверить работу стартера на стенде, важно понимать, что даже после полной проверки и подтверждении исправности при функционировании возможны посторонние шумы и другие признаки поломок.

 

В этом случае узел нуждается в демонтаже и полной разборке для оценки степени износа узлов и оценки исправности проводки.

Важно учитывать, что если плохо крутит стартер на холодную или при разогретом двигателе, это грозит серьезными проблемами в пути. Своевременная профессиональная диагностика обеспечит выявление и оперативное устранение неисправностей.

Остались вопросы или нужна помощь нашего эксперта?
Мы оперативно поможем с решением ваших вопросов, для этого позвоните нам по номеру 74950853842 или заполните форму справа, чтобы наши специалисты могли проконсультировать вас
Остались вопросы или нужна помощь нашего эксперта?
Оставьте номер, чтобы мы забронировали для вас время и ответили на все вопросы
Нажимая кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных компанией