Главная > Вся правда об автономных устройствах охлаждения
Летняя жаркая погода превращает поездку в автомобиле, особенно длительную, в сущий кошмар, если в нём нет кондиционера. Открытые окошки авто не приносят должного облегчения. В салон попадает пыль, летающие насекомые. Путешествовать в грязной машине, быть искусанным слепнями и комарами – такие условия вряд ли понравятся людям, находящимся в салоне. Не все автомобили, колесящие по российским автомагистралям, оборудованы системой кондиционирования. Этих приборов охлаждения воздуха в салоне нет во многих машинах прежних поколений. Также далеко не каждый из автолюбителей может себе позволить приобрести транспортное средство с такой опцией.
Что делать в таком случае – отказаться от поездок на авто летом? Это – невозможно при современном ритме жизни. Однако производители климатического оборудования, особенно в этом отличились китайские компании, нашли выход. На полках автомагазинов появились разнообразные приборы, кондиционеры в машину от прикуривателя, решающие названные проблемы.
В нашей статье рассмотрим виды универсальных авто кондиционеров, расскажем о принципах работы этих устройств, их достоинствах и недостатках. Также разберём вопрос правомочности использования таких приборов в отсутствие систем кондиционирования.
Прежде чем познакомиться с кондиционерами от прикуривателя, напомним принцип работы стационарной автомобильной системы кондиционирования. Это поможет нам сравнить работу обоих видов.
Работа штатного кондиционера в машине не отличается от работы бытового холодильника. Движущейся силой системы является хладагент, фреон. Газообразное вещество впитывает в себя тепло, присутствующее в салоне, и отдаёт его, превращаясь в жидкость, в окружающую машину, среду. Температура внутри авто таким образом снижается.
В конструкцию кондиционера в автомобиль входят:
А также различные дополнительные компоненты, к которым относятся датчики, реле и др.
Не будем вдаваться в подробности процесса кондиционирования, о ней чуть позже. Главное, что мы хотим этим показать, система представляет собой сложное устройство с многочисленными компонентами.
Исходя из этого, видя, какие миниатюрные кондиционеры для автомобиля от прикуривателя предлагают покупателям менеджеры в автомагазинах, закрадывается сомнение: не есть ли сей товар мифическим продуктом, польза которого раздута предприимчивыми маркетологами? Разберёмся с этим фактом в нашей статье.
Мобильные кондиционеры в машину различных компаний производителей обладают компактным корпусом, выполненным из стойкого к ударам пластика.
Они, как правило, оснащены:
Это основные компоненты мини кондиционеров для автомобиля. Состав остальных компонентов зависит от разработчиков конкретной компании. Нередко для упрощения управлением прибором производители добавляют дистанционный пульт. Это делает устройство более значимым, попутно повышается цена модели.
Из перечисленного можно сделать вывод, конструкции кондиционеров 12 вольт заметно отличаются по сложности от стационарных моделей. Это начинает наводить на мысли об эффективности устройств.
Как было отмечено выше, существует бесчисленное множество подобной продукции: мобильных кондиционеров 12 вольт. Рассмотрим часто встречающиеся в продаже виды.
Распространённый вид, судя по продажам в магазинах, автономного кондиционера для автомобиля. Такие приборы подключаются к бортовой сети машин через гнездо прикуривателя, работают с напряжением 12 В. Отметим сразу, что производятся также модели кондиционеров на 24 вольта для грузовых машин, коммерческого транспорта. Мощность таких автокондиционеров обычно не превышает 150 Вт.
В конструкцию может входить нагревательная спираль. Однако этот компонент, сами понимаете, не может помочь охладить воздух в салоне.
Вся работа по внесению прохлады внутреннее пространство авто возложена на обычный вентилятор, дублирующий функции штатного.
Однако его преимущество в том, что он начинает работу в момент включения. Устройство выполняет циркуляцию воздуха, окружающего его на месте установки. Штатный же вентилятор гонит в салон тёплый воздух из подкапотного пространства, моторного отсека, который поступает туда из воздухозаборников извне.
Вполне понятно, что никакой речи об увлажнении воздушных масс не может быть. Производится обычная циркуляция. Если учесть мощность таких портативных автомобильных кондиционеров, то становится понятно: её хватает на обдув водителя и переднего пассажира. Причём температура воздушного потока зависит от салонных условий.
Этот вид – упрощённый вариант предыдущего. В нём кроме электромоторчика с крыльчаткой нет других элементов.
В конструкции – всё те же основание, перфорированный корпус. Иногда мини-кондиционер для машины фиксируется на панели приборов с помощью липкой ленты.
Всё остальное о работе этих устройств можно прочитать из текста о предыдущем виде. Нельзя сказать, что у такого типа приборов нет плюсов. Они имеются, о них можно узнать в конце статьи. Пока продолжим обзор возможных видов автокондиционеров от прикуривателя.
Подобную аннотацию можно прочитать в инструкциях по пользованию приборов. На самом деле «сложное» устройство представляет собой всё тот же обычный вентилятор, выполненный в оригинальном корпусе.
Он может комплектоваться регулируемыми воздуховодами для воздушных потоков, спиралью для обогрева пространства в холодное время.
Источником питания для этого автономного кондиционера для автомобиля служит сеть 12 В, доступ к которой выполняется через прикуриватель.
Этот тип автомобильного кондиционера от прикуривателя отчасти напоминает кондиционирующее устройство, но издалека. В конструкции таких моделей присутствуют водяные нагреватели.
Исходя из этого прибор имеет увеличенные габариты по сравнению с «коллегами». В нём располагается отдельная ёмкость с водой, которую следует пополнять по мере снижения уровня жидкости до минимального значения.
Вода подаётся под низким давлением в испаритель, представляющий собой тканевый фильтр. Последний находится во включенном положении прибора во влажном состоянии. Вентилятор выдувает увлажнённый воздух, насыщенный парами воды, в пространство салона.
Прибор вроде бы вносит свежесть в пространство салона, как бы выполняет функции автомобильного кондиционера, но:
Насколько нужен такой портативный кондиционер для автомобиля должен решать автовладелец.
Это устройство также относится к автомобильным кондиционерам. Однако использовать такие приборы в легковых машинах нельзя. Авто кондиционеры на крышу рассчитаны на работу с током 36 А.
Тем не менее принадлежность к данной группе товаров заставляет упомянуть о них.
Это настоящие кондиционеры в автомобили, производителями которых являются весьма уважаемые фирмы в Европе, Америке, а не китайские ноунеймы.
Увеличенные размеры не разрешают устанавливать их внутри машины. На панель приборов выводится только панель управления. Корпус вместе с начинкой кондиционера устанавливается на крышу автомобиля.
Такие модели оснащены собственной компрессорной установкой, хладагентом, трубопроводами, как и должно быть в «настоящих» conditioner.
Для любителей модернизации своих «ласточек» отметим. Попытки установки этих устройств в машину обречены на провал. Да, для многих моделей автономных кондиционеров для автомобиля требуется напряжение 12 вольт. Однако не будем забывать о силе тока, действующей в таких приборах.
Приведём для примера технические характеристики модели кондиционер авто для грузовиков SW CUBE 12V, чтобы убедиться в серьёзности таких приборов.
Технические характеристики | |
Энергопотребление (Макс) | 432 Вт |
Холодопроизводительность (Макс) | 3250 BTU/h (950 Вт) |
Питание | 12 В |
Потребление тока (Макс) | 36 А |
Компрессор | SECOP BD350GH |
Охлаждающий газ | Экологически безопасный R134а |
Мощность вентиляции (Макс) | 6 ступенчатая (450 с/м) |
Длина шлангов | от 3 до 4 метров |
Беспроводной пульт Д/У | Да |
Таймер | Да |
Защита батареи | Стандартная |
Функция горячего воздуха | Да |
Конденсат | Автоматически испаряется за пределами |
Вес | 19.5 кг (+2.8 кг упаковка) |
Внешние размеры ВхШхГ | 400 х 360 х 370 мм |
Размеры упаковки ВхШхГ | 705 x 405 x 385 мм |
Гарантия от производителя | 2 года |
Проводка со стандартным сечением может не выдержать повышенных нагрузок, произойдёт короткое замыкание, последствием которого станет возгорание транспортного средства. В этом случае не поможет предохранитель, любое другое защитное устройство.
Наша страна славится на весь мир своими Кулибиными-самоделками, изобретающими самые невероятные полезные и не очень устройства. Не раз предпринимались попытки сконструировать мобильный кондиционер для автомобиля, но все они были неудачными.
Для пояснения придётся вернуться к принципу работы штатной системы кондиционирования с её компрессором, испарителем, конденсатором и, конечно же, хладагентом.
Помимо этих компонентов в конструкции присутствуют такие важные детали: осушитель, клапан расширения, трубопроводы.
Все элементы штатной системы размещены в передней части машины: под капотом, панелью приборов по всей её ширине.
Рассмотрим алгоритм действия стационарной системы кондиционирования:
Как становится понятным из изложенного, компрессорное устройство системы кондиционирования должно быть мощным, чтобы заставить циркулировать хладагент по контуру. Для работы такого мотора нужна солидная сила тока, что не может дать гнездо прикуривателя. Самоделки не могут позволить установку такого двигателя из-за ограничения по току.
Также проблема возникает с отдачей тепла. Получается так, что прибор будет отдавать холод и моментально прогревать этот воздух, что делает работу бессмысленной. Коэффициент полезного действия у него будет минимальным, возможно, отрицательным.
Прочитав изложенное, читатели возмутятся, опять китайцы «вешают лапшу на уши» покупателям информацией о бесполезном товаре. Попробуем частично оправдать производителей из Китая, у таких кондиционеров в машину есть свои достоинства.
Назовём их:
И, наконец, для кого-то это будет также плюсом, владелец машины получает иллюзию, что у него установлен пусть псевдо, но авто кондиционер.
С минусами всё понятно. Как не стараются производители мобильных кондиционеров в автомобиль разрекламировать свой товар, приукрасить его возможности, правду не скроешь. Польза от таких приборов минимальная. Про охлаждение воздуха, свежесть, прописанную в проспектах, нужно забыть.
Даже свою действительную функцию, вентиляцию пространства, такой кондиционер автомобильный выполняет малоэффективно.
Сказывается:
Циркуляция воздушного потока производится, как мы уже отмечали, непосредственно перед передним рядом кресел.
Что же делать автовладельцу без системы кондиционирования? Продолжать дальше изнывать от жары знойным летом?
Подскажем возможные варианты.
И всё же такое решение есть, и не одно. Первое непопулярно у владельцев машин, им редко пользуются по причине больших расходов. Это переоборудование автомобиля с целью размещения в нём системы кондиционирования.
Только наличие штатного conditioner позволит избежать духоты в салоне авто, создаст комфортные условия для путешествий без ограничения во времени.
Однако не только повышенная цена такого обустройства является препятствием для выбора этого варианта.
Конструкцию передней машины придётся переделывать, что также потребует затрат. Не каждый обладатель машины с пробегом решится на такую операцию.
Покупка нового автомобиля «с кондеем» также не каждому автолюбителю по силам.
Тем не менее народные умельцы в России ещё есть, а значит есть и интересные решения проблемы.
Для производства первого псевдо-кондиционера на авто потребуется минимальное количество деталей.
Это:
Теперь рассмотрим ход работ по созданию и запуску в дело произведённой конструкции.
Нужно:
У этого варианта кондиционера в машину своими руками есть недостатки. Конструкция сможет эффективно работать до того момента, пока не растает лёд, а образовавшаяся вода не нагреется. Качество охлаждения такого «прибора» также оставляет желать лучшего. Тем не менее, в течение полутора – двух часов, в салоне станет прохладнее. Время зависит от объёма ёмкости и температуры за бортом.
Для производства второго вида самодельного кондиционера в машину потребуется больше компонентов и, соответственно, расходов на их приобретение. Однако, как утверждают изобретатели, затраты вполне окупаются.
Для обустройства такой конструкции нужно:
После подбора составляющих, можно приступить к созданию прибора.
Нужно выполнить следующие действия:
Получается конструкция следующего вида.
В качестве фреона в этом «приборе» также используется лёд.
На дно сумки-холодильника насыпаются кубики льда, заливается вода. Включенная помпа качает прохладную жидкость в радиатор. В нём производится теплообмен, вода поступает обратно в сумку, а прохлада с помощью вентиляторов уходит в салон.
Такая конструкция обладает лучшей производительностью, она способна охлаждать внутреннее пространство машины большее время, чем предыдущий кондиционер в машину, сделанный своими руками.
Однако и этот прибор не лишён недостатков. Лёд рано или поздно растает, процесс охлаждения на этом закончится.
Второй, более серьёзный минус, это громоздкость самоделки. Для сумки-холодильника подобного формата потребуется место. Её размещают, как правило, на сиденье переднего пассажира. Это ограничивает количество посадочных мест в машине, а также портит интерьер.
Также владельцу таких приборов перед дорогой нужно запасаться льдом в дорогу. Мелочь, о которой не многие водители вспоминают.
Подводя итоги, можно сказать следующее: чудес в наше время не бывает. Маленькая пластиковая коробочка с вентилятором не может заменить солидную систему кондиционирования. Для тех, кто продолжает верить в басни менеджеров по рекламе, можно посоветовать покупать автокондиционеры такого типа с электромоторчиком большей мощности. Такой прибор тогда сможет принести хоть какую-нибудь пользу.