ТОП признаков почему при повороте руля слышны щелчки

Водитель во время движения должен прислушиваться к поведению своего «железного коня», это аксиома. Зачем эту нужно делать? Отсутствие посторонних звуков в машине гарантирует безопасность, позволяет без приключений добраться до конечной точки маршрута. Однако конструкцию вечного автомобиля ещё изобрели, транспортные средства ломаются.

Стучит руль при повороте на месте

Характерным признаком неисправности для большинства современных авто считаются щелчки при повороте руля. Но симптом один, а причин его появления – множество. В нашей статье рассмотрим возможные виды поломок в машине, признаками которых являются щелчки, стук при движении рулевого колеса.

Конструкция руля

Перед тем как рассмотреть причины появления щелчков в рулевой колонке при повороте руля, напомним вкратце о конструкции этого узла.

Помимо шофёрской «баранки» в неё входят:

  • Колонка, передающая энергию движения от руля к механизму управления, представляющий собой вал с шарнирными соединениями.
  • Механизм, трансформирующий поворотное движение руля колёсам авто.
  • Привод, исполнительный компонент узла, состоящий из рычагов, тяг, наконечников. Он передаёт усилия от механизма к кулакам ведущих колёс.

 

Также в конструкцию входят усилитель руля, электронные устройства, амортизатор.

При повороте руля на месте слышен стук

Наличие большого числа компонентов в узле провоцирует возможность появления неполадок. Неисправность в этой части может случиться с автомобилями российского и зарубежного производства. Если почитать отзывы автовладельцев, проблемы с рулевым узлом, стук при повороте руля, встречается в машинах «великой немецкой тройки», волжских «Ладах», южнокорейских автоконцерна Hyundai Motor Company, автомобилях других производителей.

Характер у этих звуков может быть разным:

  • Щелкает при повороте руля на месте.
  • Стучит при повороте руля при движении.

 

От исправности этого узла автомобиля зависит безопасность участников дорожного движения, сохранность транспортных средств. Поэтому при обнаружении посторонних звуков, щелчков, стуков при повороте руля, нужно срочно заняться выявлением причин и их устранением.

При повороте колеса слышен стук

Сложность конструкции рулевой части требует выполнения диагностики у мастеров специализированных автосервисов. Наличие технологичной диагностической и ремонтной аппаратуры, квалификация работников СТО позволяет точно и быстро оценить состояние машины, устранить поломку.

Признаки неисправности рулевого узла

Не только щелчки при повороте руля на месте или при движении могут указывать на неисправность рулевой части авто.

Назовём остальные признаки неполадок:

  • «Баранка» с трудом крутится, особенно в начале движения.
  • Помимо щелчков при повороте руля на ходу слышится гул или свист.
  • Управление машиной производится с трудом.
  • Появляется солидный люфт, авто плохо реагирует на повороты.
  • Слышится стук при повороте руля, доносящийся из передней подвески.
  • Рулевое колесо вибрирует, чувствуются удары.
  • Видны следы утечки технической жидкости под местом расположения узла.

 

При появлении этих признаков нужно заняться ремонтом. Автовладелец может самостоятельно попробовать разобраться в происхождении посторонних, появлении симптомов неисправности.

Стук при повороте руля в движении

Симптомом этого дефекта считается стук при вхождении машины в поворот. Звук повторяется при очередном подобном маневре, перестроении, развороте.

При повороте руля стук в правом колесе

Что нужно водителю делать в таком случае? Для начала водителю нужно выяснить характер звука, а также определить место, откуда он раздаётся.

Тип звука. Он может быть:

  • Громким или тихим.
  • Глухим или звонким.
  • Единичным или многократным.

 

Место звучания:

  • Рулевая колонка.
  • Подвеска.
  • Автомобильное колесо.
  • Иные компоненты машины: подрамник, подкрылки и т.д.

 

Условие образования:

  • Щелчки при повороте руля на месте.
  • Стук во время движения.
  • При полном вывороте «баранки».
  • Во время поворота рулевого колеса налево или наоборот, направо.

 

Получив информацию о природе щелчков при повороте руля на месте или в других ситуациях, можно приступить к осмотру конкретного механизма.

В таблице указаны причины появления таких звуков в различных частях авто.

Узел

Возможные дефекты

Колесо

Повреждение ШРУСа, пыльника, дефект подшипника, рулевых тяг, рычагов, стоек амортизатора, пружины стабилизатора

Реечный механизм

Неисправность самого вала, а также его втулки, подшипников, дефект кардана, червячной передачи (для ЭУР)

Рулевое колесо

Повреждение рейки, привода, проблемы с червячной передачей

Причиной возникновения стука при повороте руля на месте является: дефект рейки, крестовины карданного вала, ослабление крепежа.

Для точной установки неисправности требуется исследовать работу узла. Операцию можно произвести самостоятельно, рассмотрим варианты подобных проверок.

Проверка механизма руля

Чтобы выполнить такую диагностику, нужно:

  • Поднять машину на подъёмнике или поставить её на эстакаду.
  • Осмотреть состояние пыльника.
  • При повреждении этой детали внутрь попадает пыль, грязь, химические реагенты. Они разъедают рулевые наконечники, появляется люфт, который приводит к стуку при повороте.

Проверить деталь на наличие люфта можно при помощи раскачивания механизма тяги монтажкой, руками.

Устраняется неисправность путём замены. Эта операция несложная, возможно выполнение своими силами. Отметим, что после неё всё равно придётся поехать на СТО для выполнения развал-схождения.

Состояние подкрылок

Такие пластиковые элементы защищают детали кузова от воды и грязи, дорожных камней. Постоянная вибрация, некачественная закрутка элементов крепления становится причиной ослабления положения подкрылок на посадочном месте. У них появляется свободный ход, при движении деталь стучит о внутреннюю часть крыла, может задевать краем за колесо во время движения. В результате – при повороте руля слышен стук.

Когда крутишь руль на месте слышен стук

Для устранения дефекта нужно:

  • выполнить осмотр состояния подкрылок.
  • подтянуть ослабленное крепление.
  • установить новые саморезы вместо вылетевших.

 

Для прочной фиксации подкрылок следует саморезы вворачивать вместе с шайбами для увеличения площади крепления.

Сайлентблоки

Иногда при повороте руля слышны щелчки из-за выхода из строя сайлентблоков. Эти компоненты рулевого узла защищают место соединения тяг и рейки руля.

Звук при повороте руля на месте

От естественного износа, негативного воздействия воды, соли, химических реагентов повреждается целостность, появляются стуки при повороте руля. Однако отметим, что такие звуки можно услышать и при прямолинейном движении.

Дефект возможно устранить только путём замены сайлентблоков.

Гидроусилитель рулевого колеса

Система ГУРа в машинах разных марок нередко даёт сбои. В основном поломки возникают в результате утечки технической жидкости или повреждения помпы.

Щелкает пружина при повороте руля

Признаками неисправности будут:

  • Постоянное снижение уровня техжидкости.
  • «Тугой» руль.
  • Ухудшение управляемости автомобилем.

 

Стучит при повороте руля в этом узле по разным причинам:

  • Неисправность насоса.
  • Завоздушивание системы.
  • Ослабление приводного ремня.
  • Износ подшипников.

 

Для устранения дефекта нужно проверить герметизацию соединений, при необходимости заменить резинотехнические детали: сальники, прокладки, сайлентблоки.

Нередко звуки пропадают при доливке до нужного уровня технической жидкости.

Если щелчки в рулевой рейке при повороте руля не исчезают, нужно обратиться к мастерам на станцию технического обслуживания автомобилей для детального обследования гидроусилителя.

Другие причины

Помимо перечисленных причин стук при повороте в движении возможен из-за:

  • Разного давления в шинах одной оси автомобиля.
  • Износа втулок реечного механизма.
  • Повреждение карданного вала: увеличенный зазор в шлицевом соединении (этот дефект характерен для машин повышенной проходимости).
  • Ослабления креплений механизма руля к кузову.
  • Дефекта подшипников вала
  • Неисправности антифрикционной прокладки.
  • Увеличения в результате износа зазора между зубьями – неисправность считается причиной возникновения люфта и глухих стуков в рулевой колонке.

 

Установить точный диагноз неполадки поможет осмотр этой части машины. Процедуру желательно выполнять с помощником. Например, в стоящую на эстакаде машину садится один человек на водительское сидение и начинает крутить «баранку». Другой – находится снизу, под рулевым механизмом. Так проще и быстрее определить, откуда раздаётся стук при повороте руля на месте.

Стук в передней подвеске при повороте руля

Эти звуки, стуки или щелчки при повороте руля, могут исходить из других частей автомобиля.

Стойки. Стук в подвеске при повороте руля может появиться в результате повреждения амортизационных стоек, а также подшипников опоры.

Могут ли стучать рулевые тяги

При вхождении в поворот, особенно если машина двигается на большой скорости, на детали подвески выпадает повышенная нагрузка. В результате они постепенно разрушаются, что приводит к появлению посторонних звуков при повороте, последующему выходу из строя.

Стучит рулевая колонка

Для проверки исправности узла нужно снять колёса с автомобиля, подвешенного на подъёмнике, и попробовать раскачать их, а затем повращать. Наличие люфта или шума во время движения покажет на неисправность узла.

Стойка стабилизатора также может быть причиной стуков при повороте руля ВАЗ 2114, любой другой марки авто. Износ, повреждение приводят к появлению таких симптомов.

Автовладельцу нужно оперативно заняться решением проблемы, так как появятся:

  • Посторонние звуки.
  • Виляние и вибрация рулевого колеса во время движения.
  • Ухудшение контроля по управлению авто.
  • Крены при поворотах.
  • Раскачивание кузова.
Стук при покачивании руля на месте

Отметим, что замену стоек необходимо выполнять попарно, на обеих сторонах. Это нужно делать, чтобы исключить проблемы во время движения после ремонта. Наличие одной новой стойки, а другой б/у на оси машины, сделает дискомфортными условия поездки, ухудшит передвижение по рытвинам и ухабам.

ШРУС. О выходе из строя этого компонента подвески говорит стук при вывернутом руле в движении. Шарнир равных угловых скоростей (ШРУС), он же, «граната» в простонародье, заявляет о себе при выворачивании до упора рулевого колеса в любую из сторон. При этом слышен металлический скрежет, щелчки.

И вновь причиной повреждения детали кроется в неисправном состоянии резинотехнического элемента, пыльника. Он также разрушается в результате влияния на него воды, агрессивных веществ. Через повреждённые участки детали загрязнения проникают в шарнир. Фрагменты пыльника становятся источником стуков при повороте руля, сам ШРУС приходит в негодное состояние.

Стук пружины при повороте рулякатализатор в разрезе – фото

ШРУСы бывают внутренними и внешними. У внутренних – большой рабочий ресурс, их меняют только при серьёзных повреждениях машины, во время ДТП. Внешние – служат меньше. Некоторые водители не обращают внимание на стуки в шарнирном механизме, продолжают эксплуатацию автомобиля. Однако подобная беспечность недопустима, деталь нужно оперативно заменить.

При ремонте компонентов передней и задней подвесок рекомендуется проверить состояние сайлентблоков. Как мы уже отмечали, резинотехнический материал не способен долго сопротивляться влаге и агрессивным химическим веществам, может быстро выйти из строя. Разрушение этих компонентов характеризуется глухим стуком при повороте колеса.

Нетипичные случаи

Мы рассказали о случаях, когда щелчки при повороте руля на месте или при движении возникают после перечисленных дефектов ходовой части автомобиля.

Нередко они появляются после создания следующих внештатных ситуаций:

  • Застрявшего камня в подрамнике.
  • Некорректной установки передних рычагов, задевающих тот же подрамник во время поворота.
  • Поломки болта подрамника или ослабления крепления.
  • Замерзшей в зимнее время воды в механизме и т.д.

Водителю нужно выполнить осмотр состояния ходовой, её элементов. Возможны различные причины возникновения щелчков при повороте руля в движении.

Рекомендации на тему: как избежать звуков при повороте руля

Застраховать себя от подобных дефектов в руле водитель не сможет. Однако в большинстве случаев он может предотвратить подобные неисправности.

Это можно сделать таким образом:

  • Как можно реже передвигаться по дорогам с некачественным покрытием. В нашей стране выполнение этого пункта довольно проблематично, но сделать попытку изменений маршрутов движения можно. Это позволит избежать или, по крайней мере, отодвинуть сроки посещения автосервиса с целью ремонта рулевого узла, подвески и её элементов: ШРУСов, рычагов и т.д.
  • При обнаружении «горбатого» участка пути следует снизить скорость (предварительно посмотреть в зеркало заднего вида). Можно воспользоваться такой хитростью. Непосредственно перед ямой притормозить, а затем отпустить педаль тормоза. Машина вначале опустит переднюю часть, а затем приподнимется и накатом преодолеет углубление. Таким образом можно уменьшить негативное влияние при въезде в дорожную выбоину.
  • Постоянно выполнять профилактический осмотр на предмет обнаружения неисправностей в рулевой части, подвесках.

 

При обнаружении первых симптомов неисправности рулевой рейки, подвески: щелчков, стука при повороте руля, нужно оперативно выявить причину и устранить повреждение. Это позволит минимизировать дефект, потратить меньше денег на ремонт.

Как выполнить профилактический осмотр подвески

Процедура осмотра не затруднит автовладельца. Для её выполнения нужно найти эстакаду или установить машину на смотровой яме в своём гараже, у знакомых.

Рассмотрим алгоритм её выполнения:

  • Выполнить осмотр внешнего состояния деталей, механизма в целом на предмет обнаружения повреждений.
  • Проверить и, если нужно, затянуть гаечными ключами (торцевыми, рожковыми, накидными, шестигранными и т.д.) имеющиеся элементы крепления деталей.
  • Произвести путём раскачки с помощью монтажки, рук проверку состояния рычагов на наличие люфтов.
Стук в рейке при покачивании руля

Обнаружив повреждение или люфт, нужно устранить дефект путём замены.

Замену вышедшей из строя детали не всегда можно сделать самостоятельно. Детали подвески во время работы прикипают друг к другу. Без отсутствия навыков автомеханика и соответствующего инструмента заменить повреждённый компонент ходовой сложно. В этом случае придётся воспользоваться услугами профессиональных работников сервисного центра.