В современных автомобилях выхлопной тракт комплектуют дополнительными устройствами, очищающими отработанные газы от канцерогенных компонентов – каталитическими нейтрализаторами. За экологическую безопасность приходится платить некоторой утратой мощности. Ведь часть энергии двигателя уходит на проталкивание выхлопа через соты этого фильтр. Совместить защиту экологии и хорошую динамику силового можно применением спортивного катализатора.
В предлагаемом обзоре рассматривается, в чем особенности конструкции этого элемента, за счет чего достигается выигрыш в мощности, плюсы и минусы использования, прочие сопутствующие моменты.
Как устроен и работает катализатор?
Каталитический нейтрализатор состоит из таких конструктивных частей:
- Металлического корпуса с круглой или эллиптической формой сечения.
- Термической пленки, предупреждающей перегрев стальной оболочки.
- Керамического или металлического картриджа с ячеистой структурой.
- Кислородных датчиков (лямбда-зондов) – контрольные устройства, фиксирующие характеристики выхлопа и передающие информацию на электронный блок, управляющий мотором. Установлены до и после каталитического нейтрализатора.
Поверхности сот покрыты сплавом драгоценных металлов – родия, палладия, золота, иридия, других химических элементов. Это напыление при взаимодействии с разогретым при выходе из камер сгорания двигателя отработанными газами инициирует окислительную реакцию, разлагая канцерогенные компоненты на относительно безопасные вещества.
В современных автомобилях чаще применяют каталитические нейтрализаторы с керамическими картриджами, иногда – составными, из двух или трех частей. Это позволяет увеличить площадь поверхности сот для улучшения степени очистки выхлопа.
Но такой подход создает дополнительные риски, особенно если производитель экономит на качестве керамики. При разрушении фильтра, абразивные частицы могут проникнуть в рабочие камеры мотора, вызвав образование задиров на гладких стенках цилиндров.
В дополнение к этому снижается пропускная способность выпускного тракта, что существенно сдерживает мощность мотора.
В чем особенности конструкции спортката?
Спортивный катализатор – это модель универсального устройства с металлическим картриджем. Особенности конструкции этого узла в том, что пропускная способность фильтра выше, по сравнению с обычным исполнением.
Соты изготавливают из долговечного нержавеющего сплава, что увеличивает срок службы оборудования. Снижение нагрузки на удаление выхлопа увеличивает количество полезной энергии. В результате улучшается динамика разгона, повышается мощность силового агрегата, поскольку сокращаются конструктивно заложенные ограничения от производителя автомобиля.
Преимущества использования спортивного катализатора
Рассматривая, зачем нужен спортивный катализатор, важно учесть преимущества, которые обеспечивает применение этого устройства. При переходе на эту модель конвертера, можно добиться следующих результатов:
- Сохранить возможность очистки выхлопа от канцерогенов, хотя и в меньшей степени, по сравнению с устройством стандартной комплектации. Одновременно владелец авто может предупредить начисление штрафов за нарушение норм экологической безопасности.
- Продлить срок службы оборудования выпускного тракта, сократив расходы на последующий ремонт автомобиля.
- Получить выигрыш в мощности, сняв конструктивно заложенные разработчиками ограничения, улучшив динамические качества машины.
- Снизить нагрузку на двигатель, что увеличит ресурс силового агрегата.
Владелец сможет полноценно использовать ресурс мотора для улучшения динамики разгона.
Минусы
Не стоит забывать о некоторых недостатках спортката:
- Высокой цене – этот узел изготовлен из дорогостоящих материалов, что увеличивает расходы на замену стандартных комплектующих.
- Низкой степени очистки отработанных газов – по этим качествам указанная модель уступает обычному устройству с керамическим картриджем.
- Сложностям с подбором элемента для определенной модели автомобиля.
Частично минусы компенсируются преимуществами спортивного нейтрализатора. Несмотря на значительные расходы, при последующей эксплуатации оборудования можно сэкономить на ремонте, ввиду надежности этого устройства.
Особенности установки
Установка спортивного катализатора требует привлечения к профессионалам. Важно корректно подобрать модель, исходя из конфигурации выхлопной системы на соответствующем автомобиле. Последующий монтаж проводят в таком порядке:
- Демонтируют выпускной коллектор, с которым чаще совмещен каталитический нейтрализатор. Предварительно может потребоваться снятие защитного ограждения картера. Порядок разборки определяется особенностями конструкции выхлопа соответствующей модели машины.
- Болгаркой вырезают «родной» узел.
- Вставляют спортивный кат, герметично заваривают стыки на патрубках.
- Выполняют обратную сборку выпускного тракта, заменив уплотнительные прокладки на фланцевых соединениях.
Могут потребоваться дополнительные настройки электроники, управляющей силовым агрегатом. При переходе на спортивную модель каталитического нейтрализатора нарушаются корректные характеристики выхлопа, фиксируемые выходным кислородным датчиком.
Для предупреждения сбоев в работе электронных устройств, лямбда-зонд необходимо заменить обманкой или перепрошить электронный блок, чтобы адаптировать автоматику к изменившимся условиям эксплуатации.
О проблемах и сложностях
При корректном применении, срок службы каталитического нейтрализатора теоретически не ограничен. Это распространяется и на спортивное исполнение, учитывая износостойкость материалов, из которых изготовлено это устройство.
На практике присутствует ряд факторов, в результате воздействия которых соты засоряются нагаром, что снижает пропускную способность выхлопной магистрали. Проблемы могут быть обусловлены такими причинами:
- Сбоями в зажигании.
- Неправильной работой оборудования по формированию и впрыску воздухо-топливной смеси.
- Использованием некондиционного топлива.
Вследствие перечисленных условий, увеличивается количество отложений на стенках. Картридж может оплавляться, что приводит к выходу нейтрализатора из строя.
Не менее важно корректно подобрать модель устройства по конструктивным особенностям выпускного тракта автомобиля.
Квалифицированная установка спорт катализатора, регулярное техническое обслуживание для контроля корректности функционирования различных систем машины предупредит возможные проблемы.
Заключение
Применение спорт катализатора – удобная возможность улучшения динамики разгона машины. Это экономически оправданное решение, если модель подобрана корректно, с надлежащим изменением настроек бортового компьютера и надежным проведением замены. Но вряд ли стоит вмешиваться в исходную конфигурацию выхлопной системы, если исходный каталитический нейтрализатор исправен. Поэтому переход на спортивную модель оправдан, если соты исходного устройства разрушены, либо при засорении картриджа нагаром, для предупреждения проблем при эксплуатации двигателя автомобиля.