Признаки засорения фильтра
Важно понять, когда пришло время менять топливный фильтр. На необходимость замены указывают два характерных признака:
- Снижение тяговых свойств двигателя, особенно при интенсивных маневрах или на затяжных подъемах, при которых могут проваливаться обороты, с рывками и неустойчивой работой силового агрегата.
- Увеличение расхода топлива.

Важно учитывать, что перечисленные признаки забитого топливного фильтра можно спутать с симптомами других неисправностей. Схожие поведение двигателя возможно при неисправностях системы зажигания или поломке бензонасоса. Чтобы отсеять другие причины, стоит провести комплексную диагностику автомобиля, в том числе с компьютерным тестированием, подключив к диагностическому разъему ОВD-сканер. По характеру выданных системой ошибок можно точно идентифицировать проблему.
Расположение топливного фильтра
Владельцу машины важно представлять, где находится топливный фильтр, чтобы быстро и без излишних сложностей сменить этот узел. Возможны разные варианты расположения для различных моделей автомобильной техники.
Внизу
Оценивая, где стоит топливный фильтр в легковых автомобилях с бензиновыми двигателями, это устройство нужно искать под днищем – на трубке, подающей топливо из бака к мотору. Для моделей с небольшим клиренсом доступ к этому элементу осложнен, учитывая ограниченность пространства. Потребуется установить машину над ямой, эстакадой или поднять подъемником.

В остальном – сложностей с заменой не возникнет. Процедура достаточно проста, не требует от исполнителя дополнительной профессиональной подготовки. Необходимо соблюдать аккуратность, выдержать правильное направление картриджа и обеспечить герметичность соединений при сборке.
В подкапотном пространстве
Эта схема чаще реализована в автомобилях с дизельными моторами. Такой подход вызван значительными размерами устройства, включающего несколько дополнительных блоков. Под днищем разместить такой сложный и объемный узел практически невозможно, поэтому многомодульный картридж устанавливают под капотом, рядом с двигателем.

Это упрощает обслуживание, облегчает доступ, поскольку достаточно открыть крышку, без применения дополнительных средств.
Многие современные производители применяют нестандартный подход, устанавливая картридж в герметичном корпусе бензонасоса внутри бака с топливом. Это экономит свободное пространство, поскольку фильтр конструктивно совмещен с топливной емкостью. Такой картридж представляет собой тканево-пластиковую сеточку с мелкими ячейками.
У этого варианта можно отметить существенный минус – сложность технического обслуживания при забитом топливном фильтре. Доступ к бензонасосу существенно осложнен, а в отдельных моделях обслуживание этого механизма невозможно без предварительного демонтажа бака. Иногда фильтрующий картридж заменить нельзя без смены насоса.
Руководство по самостоятельной замене топливного фильтра
В обзоре рассматривается замена топливного фильтра своими руками при расположении этого устройства внизу автомобиля. Остальные варианты компоновки требуют особенного подхода и тщательного анализа, с учетом конструкции соответствующей модели.
Эту процедуру удобнее поручить профессионалам сервисного центра, а в случае самостоятельного обслуживания строго следовать рекомендациям производителя из руководства по эксплуатации. А в некоторых случаях заменить картридж нельзя (либо можно, но для этого придется полностью снять и разобрать бак с бензиновым насосом).

Изучая, как поменять топливный фильтр, важно соблюдать такую последовательность действий:
- Снизить давление в топливной магистрали, чтобы не разбрызгивалось топливо при снятии картриджа. Наиболее удобный способ – извлечение предохранителя насоса подачи бензина. Затем нужно запустить мотор, который заглохнет после выработки остатков топлива в трубке. Можно поступить иначе – выкрутить предохранитель при работающем силовом агрегате. Ущерб для двигателя при подобной остановке исключен. Единственное негативное следствие – запись ошибки в бортовой электронике. Это диагностическое сообщение впоследствии можно удалить или оставить в памяти, но на работоспособности оборудования это не отразится. Еще один способ – выждать несколько часов после возвращения с поездки, когда давление снизится естественным образом.
- Отыскать фильтрующий узел под машиной, освободить корпус от крепежа (механических фиксаторов или болта).
- Рассоединить крепление трубок к картриджу. При использовании в конструкции пластиковых разъемов, достаточно нажатия на фиксирующие выступы, после чего магистраль можно снять. Гайку на резьбе откручивают с помощью ключа. Нужно заранее приготовиться к тому, что по стыкам может вытечь топливо, которое осталось в системе, подложив чистую ветошь или салфетки.
- Установить новый сменный элемент, выдержав правильное направление по ходу подачи бензина (обычно обозначается стрелкой).
- Собрать систему в обратном порядке, убедившись в герметичности соединений.
После завершения технического обслуживания можно запустить мотор, чтобы проверить работоспособность оборудования. Разобравшись единожды, как заменить топливный фильтр, можно проводить эту процедуру самостоятельно с установленной производителем техники периодичностью.
Если автомобиль не заведется
Если машина не заводится после замены топливного фильтра, не стоит паниковать. Первое время возможны сложности с запуском, поскольку бензонасосу нужно создать должное давление в магистрали. Попытки необходимо повторить многократно.
А чтобы не «терзать» стартер, лучше от трех до пяти раз повернуть ключ зажигания: в этом случае бензонасос запускается для предварительного нагнетания давления, на что указывает характерный щелчок из бака. В некоторых моделях насос начинает работать при открытии двери водителя в салоне. Указанные действия помогут подать топливо в рампу с регламентным давлением, чтобы предупредить проблемы с запуском мотора.
Заключение
Чтобы понять, как правильно поставить топливный фильтр, важно учитывать особенности конструкции системы подачи топлива на автомобиле соответствующей модели. В некоторых случаях эта процедура сопряжена со значительными техническими сложностями. Но важно понимать, что очистка топливного фильтра невозможна – картридж нужно менять по мере засорения механическими фрагментами в процессе эксплуатации оборудования.

Этот элемент – расходник, срок службы которого ограничен. Снижение пропускной способности магистрали при засорении фильтрующего устройства грозит сбоями в работе системы подачи топлива, что приведет к падению тяги мотора, провалам оборотов под нагрузкой.